Экс — «металлург» Вячеслав Шевчук о запорожском этапе своей каръеры
— Из-за финансовых проблем вам пришлось быстро покинуть «Подолье». Запорожский Металлург» посоветовал Кварцяный?
— В «Подолье» Кварцяный при вел шестерых футболистов, в том числе и меня. У нас подобрался отличный коллектив, мы неплохо выступали в первой лиге. Но внезапно полностью прекратилось финансирование, и Кварцяный разругался с руководством. Забрал своих футболистов и ушел. Сказал всем: «Здесь работают плохие люди. Кто хочет, пускай остается. Но я бы вам посоветовал уйти со мной. Я всех где-нибудь трудоустрою». И Кварцяный повез меня на просмотр в Запорожье. Сам же потом ушел в Луцк.
— Переход из низших лиг в высшую дался тяжело?
— Удивительно легко. Я с ходу заиграл в «Металлурге».
— Дебют в высшей лиге помните?
— Такое не забывается! Играли мы в Полтаве против «Ворсклы», тон в которой задавали Ковтун, Леженцев, Шарий, однако мы смогли убедительно обыграть полтавчан 2:0 или 3:0 (вообще-то 2:1. Игра состоялась 26 мая 1998 года.-В.П.).
— Как реагировали на поражения от киевского «Динамо» 2:6, 1:5 в чемпионате. Свидетельствовали ли они о скромной силе «казаков»?
— Это ошибочное впечатление. Эти крупные поражения «Металлург» потерпел от бессменного чемпиона страны, а против других команд никаких казусов не случалось. Мы стабильно занимали места в середине турнирной таблицы. Ключевыми исполнителями в Запорожье были Полтавец, Ключик, Маркин, Демченко.
— Начинал свою карьеру в запорожском «Металлурге» и Андрей Каряка. Могли подумать, что рядом с вами растет будущий лучший бомбардир чемпионата России?
— Когда я пришел, Каряка уже ушел. Он вместе с еще тремя игроками — Крипаком, Олейником и еще кем-то перебрался в киевский ЦСКА (Ильченко. Олейника просьба не путать с тем, что в Харькове играет. — Ред.).
— Спустя несколько лет Каряка принял российское гражданство и успешно выступал за сборную России. Как вы относитесь к перебежчикам? Сменили бы гражданство за хорошие шиши?
— Не в деньгах дело! Каряка за сборную Украины не выступал, его туда и не звали. А когда
Каряка раскрылся в «Крыльях Советов», россияне предложили ему выступать за свою сборную. Обратная история с Алиевым. Родился он в России, а выступает за сборную Украины. Ничего страшного в этом не вижу. Если футболист хочет и предан новой стране, почему не разрешить ему выступать за сборную? Главное -чтобы он пользу приносил.
— Как вы умудрились дважды поломать ключицу в Запорожье?
— Сначала в одной из игр получил перелом. Не залечил до конца первый перелом, а тренеры заставили выходить на тренировки, и в итоге я второй раз «сломался». В единоборстве меня свалили: человек сверху упал и вот тебе повторный, перелом!
— «Потом начались проблемы с финансами, иной раз вообще без копейки сидел. Некрасиво со мной поступили»,.- однажды вы отозвались о «Металлурге». Можно детальнее об этом?
— В «Металлург» пришел Мирон Маркевич и начал строить новую команду. Но как часто бывает, финансы спели романсы. Руководство «Металлурга» начало предъявлять непонятные претензии Маркевичу, несмотря на хорошие результаты. Когда я получил травму и год не играл, мне урезали зарплату вдвое и не выплатили положенные подъемные по контракту.
— За три сезона в Запорожье против «Шахтера» вы провели всего один матч, закончившийся унизительным поражением 0:4. Неужели в той игре Прокопенко разглядел в вашей персоне положительные качества?
— Я тогда уже играл в молодежной сборной и был на виду. Дячук-Ставицкий, помощник
Маркевича, как-то пришел ко мне в номер и сказал, что мной интересуется «Шахтер». Маркевич посоветовал, чтобы я согласился: «Славик, тебе лучше перейти в эту команду. Она сейчас молодая, но ее ждет великое будущее (как в воду глядел Маркевич! — В.П.)». Мы даже вместе с Богданычем ехали подписывать контракт с донецким клубом. Причем не поверите, где мы его подписывали! Прямо на дороге. Встретились с представителями «Шахтера» на пути между Донецком и Запорожьем и тут же поставили подписи на бумаге. Звал меня еще питерский «Зенит». Но я им отказал, и «Зенит» приобрел одного Спивака.
— Когда у вас был год простоя, вас морально поддерживал экс-игрок киевского «Динамо» Дмитрий Топчиев. Не знаете, где он сейчас и чем занимается?
— Последний раз разговаривал с ним по телефону давно, в начале прошлого года. Он играет вроде за Никополь на область в коллективах физкультуры. Топчиев хороший футболист был в свое время. Мы с ним и Виктором Громовым в Запорожье тесно дружили.
— Запорожцы в сезоне-1999/00 заняли шестое место. Что способствовало высокому результату?
— Маркевичу нужно сказать спасибо. В Запорожье он собрал хорошую команду. Андрей Конюшенко, Александр Чижевский, Юрий Беньо, Андрей Демченко, Валентин Полтавец, Сергей Ключик играли.
— Что в его работе вам импонировало?
— Маркевич — прекрасный тренер, понимающий футбол. Уважительно относился ко всем ребятам, что немаловажно в создании хорошей атмосферы в коллективе. Он всем дает шанс показать себя. Специалист, пользующийся авторитетом.
— После «Металлурга» не звал вас к себе?
— Наши дорожки разошлись. Он ушел в «Карпаты», я — в «Шахтер». Рядовое явление. В его жизни прошло миллион футболистов, он же не может всех собрать у своих пенатов!
— Хотел вас видеть в своей команде и Лобановский. Почему выбрали Донецк, а не лучшую на тот момент команду страны?
— Я сразу сказал Маркевичу, что в «Динамо» идти не хочу. Даже не знаю, откуда у меня появилось такое предубеждение. За «Динамо» болел с детства, собирал фотокарточки игроков, атрибутику. На подсознательном уровне что-то подсказало мне Донецк. Или, может, слова Мар-кевича склонили меня к решению в пользу «Шахтера».
Валерий Пригорницкий, журнал «Футбол»
Для «НМ» подготовил Dittohead